Бесплатно
Подожди, не торопись уходить!
Получи БЕСПЛАТНЫЙ ПОДАРОЧНЫЙ номер журнала
Калейдоскоп

Подпишись на ежемесячный БЕСПЛАТНЫЙ журнал ViArt –kaleidoscope

Книга

И мы расскажем Вам много интересного

Заполните форму и получите Подарочный номер !
#

Понедельник, 30 Июл 2012 в 14:19

Балет Бориса Эйфмана — БАЛЕТ XXI ВЕКА

Автор: admin

В Августе месяце, в Сиднее планируются гастроли знаменитого балета  Бориса Эйфмана. Моя журналистская работа в русской газете «Горизонт» (Сидней) позволила мне связаться с Борисом Яковливичем и задать ему несколько вопросов. 

Борис Яковлевич, профессии ваших родителей лишь в какой-то мере можно отнести к творческим: отец – инженер, мама – врач. И, тем не менее, кто распознал Ваш талант именно в балете?

 Ни мое окружение, ни обстановка, в которой я рос, не способствовали приобщению к балету. Сама мысль о том, что мальчик может стать хореографом многим тогда казалась странной. Поэтому мое вхождение в профессию в каком-то смысле состоялось не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Судьба преподнесла мне счастливую возможность — осознать свое предназначение в достаточно юном возрасте. И в 16 лет у меня уже был свой небольшой театр, для которого я стал сочинять хореографию. Если в тебе действительно заложен дар и ты сумел распознать его, то никакие препятствия не страшны.

— Когда Вы начинали свою «трудовую вахту» в Союзе, будучи ещё молодым балетмейстером, как к Вам пришла эта идея — создать такой авангардный балет, ведь практически никакой информации о современном танце в те времена не существовало?

— Существовавшая в СССР информационная блокада оказалась для меня не столько злом, сколько благом. Потому что, не имея практически никакого представления о том, что происходит в современном мировом балетном искусстве, я был абсолютно независим от какой-либо конъюнктуры. Мне не нужно было ровняться на маститых западных коллег, гнаться за модой и заниматься имитацией актуальных образцов хореографического творчества. У меня была абсолютная свобода самовыражения — конечно, сугубо внутренняя, поскольку в стране тогда существовала жесткая цензура. Создавая собственный театр, я стремился обрести площадку для наиболее полной реализации своего творческого потенциала, потому что советское официальное искусство с его строгим академизмом не давало мне такой возможности. Мне было тесно в рамках царивших тогда клише и канонов. А любое серьезное творчество и рождается тогда, когда существующая эстетическая система начинается казаться тебе ограниченной и одномерной. И подчеркну еще раз: я не создавал модный художественный проект, не просчитывал, как и за счет чего мы завоюем нашу аудиторию и станем востребованным театральным брендом. Я просто сделал свой выбор. Встал на тот путь, с которого не схожу уже 35 лет.

— Но Вы понимали, что идете против течения?

— Не просто понимал — ощущал это каждой своей клеткой своего тела. Ежедневно, ежечасно. Я думаю, что не только гражданам Вашей страны, но и многим моим нынешним соотечественникам не под силу представить, что за жизнь была у меня и моего Театра в течение, примерно, первых десяти лет нашего существования. Ни денег, ни репетиционных помещений, ни поддержки со стороны властей. Мы жили жизнью скитальцев, перебираясь из одного спортивного зала в другой. И самое главное — до второй половины 1980-х никто не мог даже представить, что ситуация когда-либо изменится. Это очень важный момент: приходилось не просто ежедневно преодолевать тяжелейшие испытания, но и при этом существовать без малейшей надежды на более счастливую и светлую участь. Наверное, власти, и не закрывали нас именно из-за уверенности в том, что мы сами не вытерпим такой жизни. Но наш театр выстоял.

— А Вам не кажется, что оригинальным, необычным, не похожим не на кого – проще было быть, именно в те, приснопамятные времена? А вот выживать, отстаивая право на свое художественное видение при существующей традиционной школе русского балета – было практически невозможно, и те, кто отходил от этих канонов, конечно, сразу попадали под «расстрел». Что лично вам помогло не сломаться?

— Я думаю, что во все эпохи художнику одинаково непросто «гнуть свою линию». Но меняются условия работы. Раньше приходилось преодолевать косность и репрессивность существовавшей официальной системы. Сегодня очень сложно заявить о себе из-за переизбытка культурной информации, из-за пресыщенности зрителя, которого уже практически невозможно ошеломить.

Если говорить о советском периоде жизни театра, то действительно: были моменты, когда я искренне полагал, что следующий спектакль станет для меня последним. Как, например, балет «Мастер и Маргарита». И в те сложнейшие времена меня поддерживали две вещи: любовь наших зрителей и вера в собственное предназначение.

— Более тридцати лет Ваш творческий коллектив не имел собственной сцены. Но несколько лет назад в рамках проекта «Набережная Европы» власти Петербурга поддержали Вашу инициативу строительства нового, современного здания для театра, с чем мы вас, Борис Яковлевич, от души поздравляем! Каким, вы видите ваш будущий театр?

— Дворец танца не станет театром для одной труппы. Я вижу его как мировой центр балета, где сконцентрируются все современные танцевальные идеи и формы. Петербург может и должен быть в авангарде этого процесса, здесь будут рождаться самые передовые, инновационные идеи, как это было во все времена Дягилева, Стравинского, Мейерходьда, Шостаковича.

— Расскажите немного о проекте создания Академии танца.

Наша Академия – это не только культурный, но и социальный проект. Мы хотим отобрать талантливых детей из детских домов, из неблагополучных семей по всей России, и дать им возможность на попечении государства получить профессию, состояться в жизни, а затем что-то сделать для своей страны. Мы верим, что наша школа балета даст новый импульс развитию культурной жизни города, а также поможет найти новые решения в деле помощи общества своим юным гражданам.

— Борис Яковлевич, как рождаются ваши спектакли? Что первично при выборе материала — музыка или драматургия?

— Очень непростой для хореографа вопрос. Создание нового спектакля — это отдельная жизнь длиною в год. И как не бывает двух одинаковых человеческих судеб, так и балеты никогда не рождаются по одному и тому же заданному алгоритму. На сочинение хореографии меня могут вдохновлять и музыкальные произведения, и литературные шедевры, и отдельные исторические персонажи. Причем создание драматургическо-философской конструкции спектакля и музыкальной партитуры — даже более тяжелый труд, чем собственно работа над пластическим рисунком.

— Часто ли Вы обновляете ваш репертуар, и как долго живут ваши спектакли?

— Здесь опять-таки нет универсальных правил. Отдельные спектакли живут десятилетиями, другие — всего нескольких сезонов. Мы регулярно обновляем свой репертуар, каждые год-полтора выпускаем премьеру. Непросто существовать в таком режиме, не имея своей сцены. Но такова участь хореографа — ты не имеешь права почивать на лаврах.

— Я не сомневаюсь что спектакли «Анна Каренина» и «Чайковский» удивят австралийскую публику. Но чем обусловлен Ваш выбор, привести в Австралию именно классическую тему?

— Не думаю, что «Чайковского» и «Анну Каренину» в полной мере следует относить к классицизму или неоклассицизму – идет ли речь о художественной форме спектакля или же о его содержательном плане. Эти балеты развивают нашу собственную творческую философию, демонстрируя безграничные возможности тела как инструмента открытия тайн жизни духа. И для меня как хореографа при работе над ними был наиболее важен не антураж XIX века, не стилистика и атмосфера эпохи, а те трагедии и терзания, что наполняли жизнь героини Толстого и великого композитора.

Если кратко характеризовать данные балеты, то «Чайковский» — спектакль о невыносимой мучительности земного бытия великого творца, о его борьбе со зловещим началом, жившим внутри композитора.

Балет «Анна Каренина» — опыт сценического исследования психики женщины, добровольно подчинившей всю свою жизнь сильнейшему зову чувственной страсти, ставшей заложницей собственной сексуальной природы. Это спектакль о трагедии личности, которая отвергла все традиционные нравственные и экзистенциальные ценности во имя быстротечного счастья и удовлетворения темных разрушительных инстинктов.

— Расскажите о солистах, которые будут танцевать для австралийской публики.

— В спектаклях «Чайковский» и «Анна Каренина» австралийские зрители увидят наших солистов Марию Абашову, Нину Змиевец, Олега Габышева, Сергея Волобуева, Олега Маркова и других. Можно было бы долго рассказывать про каждого, потому что у всех у них — свой особый интересный путь. Но с Вашего, позволения, не стану выделять кого-либо и предоставлю австралийской публике возможность самостоятельно оценить мастерство наших исполнителей. У нас в труппе собраны блестящие танцовщики, которым присуща не только безупречная техника, но и уникальный тип творческого мышления.

— Имеется ли в Вашем багаже спектакль, который Вы можете назвать визитной карточкой Вашего театра?

— Пожалуй, назову здесь спектакль «Анна Каренина». Именно в нем аккумулировались и наиболее полно отразились наши длительные творческие поиски, направленные на развитие языка современного психологического балета. В то же время, я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждый наш новый спектакль был ярче и интереснее предыдущего. Поэтому надеюсь, что в будущем мы обязательно привезем в Австралию наш последний на данный момент балет «Роден».

— Где черпаете силы для вдохновения?

— Из окружающего мира, произведений искусства, своих фантазий. Приход вдохновения — тонкий мистический процесс, практически неподвластный анализу и описанию. Да, можно с помощью различных методик и приемов постараться спровоцировать его. Но контролировать вдохновение нельзя. Всевышний либо посылает тебе приток этой созидательной энергии, либо нет. Третьего не дано.

— Для создания таких театральных шедевров, как Ваши, и на реализацию всех идей по созданию «Академии танца Бориса Эйфмана», нужно быть поистине фанатиком своего дела. Остается ли у Вас время на какие-то «бытовые радости» домашние посиделки, поход на концерт, редиску на даче посадить — например и т.д?

— Практически нет, и это — плата за творческие свершения. Выбирая профессию хореографа, ты обрекаешь себя на путь жертвенного, каторжного труда. И потом уже просто не можешь жить иначе — без сумасшедшей работы по 18 часов в день. Иногда, конечно, думаешь: надо бы взять паузу, хоть немного отдохнуть от этой бешеной гонки. Но появляется очередной замысел, и ты вновь лишаешься покоя на долгие месяцы.

— У Вас есть взрослый сын, он находиться в том возрасте, когда нужно определяться в профессии, продолжит ли он династию?

— Нет, он не балетный человек. Ему интересен кинематограф, компьютерные технологии, мультимедия. И я не пытаюсь насильно привить сыну то, что ему чуждо. Он — человек своего времени. У меня нет творческого наследника, и это, конечно, не может не тревожить.

 — Благодарю Вас Борис Яковлевич за интересную беседу. А мы в свою очередь будем очень рады увидеть Ваш балет на подмостках Австралийской сцены,  чтобы насладиться творчеством танцовщиков Вашего театра.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Всем Привет!

Для начала давайте познакомимся.

Меня зовут Виктория.

Я рада приветствовать Вас на моем блоге!  Большой опыт работы в социокультурной деятельности, сподвиг меня на создание своего клуба во всемирной паутине.  Меняются времена, нравы, предпочтения, но творчество - которое живет в нас - неизменно. Мы пишем стихи, картины, сочиняем музыку, поем песни, мечтаем о сцене, о признании.  Ну что-же, хорошее желание! Поэтому в долгий ящик наше желание откладывать не будем! А именно сегодня, сейчас, заявим о себе всему миру.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

 

Бесплатный журнал

ЗАРЕГИСТРИРУЙСЯ и получи доступ к журналу

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Фотошоп с нуля в видеоформате

Экстремальный Курс Гитары Для Новичка

Видеокурс «Мастер Web-дизайна»

Архивы

Это для тебя

Счетчик

ТОП 100